Дмитрий Ивантер рассказал о текущем состоянии и перспективах рынка лизинга

Не так давно завершилась конференция «Российский лизинг 2019». Особое внимание в рамках мероприятия было приковано к выступлениям Дмитрия Ивантера. Он занимает пост гендиректора компании «ВТБ Лизинг» – одного из наиболее влиятельных игроков на рынке.

Мы собрали для вас основные тезисы выступления.

О текущем состоянии российского лизингового рынка

Есть мнение о том, что рост российского рынка лизинга сильно замедлился. Чтобы наглядно показать динамику, Ивантер обратился к статистике, которая была собрана агентством Fitch Ratings. Эта компания занимается анализом рынка и сбором макроэкономических данных.

По мнению аналитиков, в развитии ситуации есть как позитивные, так и негативные факторы. В числе первых – профицитность государственного бюджета. Объем суверенного фонда регулярно растет, что позволяет давать стимул и для увеличения макроэкономических параметров. Государство накопило достаточно резервов, и глобальная инвестиционная активность продолжает расти. Еще один фактор, оказывающий положительное действие на экономику – высокая волатильность нефтяных цен. Это позволяет смотреть в будущее с оптимизмом. Но докладчик подчеркнул, что оптимизм – осторожный, как и всегда, когда дело связано с экономическими прогнозами.

На этом фоне можно проследить и общее состояние рынка. Оно традиционно сильно завязано на экономических показателях страны. Чем лучше макроэкономический климат, тем больше появляется стимулов для инвестиций, обновления производственной базы и других действий, приводящих к заключению лизинговых договоров.

Сама процедура остается в России на довольно низком уровне проникновения, особенно, если сравнивать с Европой. Мы сильно отстаем от стран, у которых размер экономики сопоставим. Так в лизинг берется значительно меньше средств производства, чем в Южной Корее. При этом аналитики видят большой потенциал роста лизинга.

Если говорить про отрасль глобально, то она развивается стремительно. Статистика показывает двузначный прирост темпов развития. Но это во многом связано с тем, что рынок пока не сильно заполнен игроками – многие предприниматели только открывают для себя лизинг, потому в прошедшие годы он и был настолько популярен.

Пока Россия показывает слабую развитость не только инструментов рынка, но и центральных механизмов его продвижения, постоянного наращивания популярности. По-прежнему есть просадки в области предоставления услуги физическим лицам, низкими темпами проходит цифровизация. Но во всем перечисленном можно видеть потенциальный стимул к росту и развитию.

Для примера, в странах Запада лизинг активно используется и для физических лиц. Велико проникновение цифровых услуг, с возможностью подачи документов, принятия решения по заявке онлайн.

Многим компаниям чтобы работать еще и с физ.лицами, предстоит перестроиться, потому что правовая база для них иная. Это должно привести к изменению юридической практики, развитию страхования, созданию путей для защиты частных лизингополучателей.

Нужно также решить ряд проблем в инвестировании и информации населения о всех возможностях лизинга.

О перспективах отрасли

Дмитрий Ивантер оптимистично заявил о том, что в России лизинг должен продолжить развитие. Должно пройти некоторое время до момента вывода показателей на уровень, сравнимый с западными странами. При лучшем сценарии, двухзначные цифры в уровне прироста должны сохраниться.

Но для такого положения дел, должны сохраняться и позитивные тенденции в экономике, стабильное развитие производства. Примером должны становиться и крупные компании-лидеры своих сегментов. Хороший пример – «Аэрофлот», который планирует взять в операционный лизинг 100 самолетов Sukhoi Superjet. Общий объем сделки оценивается в 3,5 миллиарда долларов.

О точках роста рынка

Если говорить о российском лизинговом рынке, то вперед его двигают крупные заказчики. Один из самых развитых секторов – авиаперевозки. У самой «ВТБ Лизинг» более 40% портфеля сделок приходится на авиализинг. Крупным клиентом остается «Аэрофлот». Эта компания много работает с российскими производителями, в то время как такие перевозчики, как S7 Airlines больше сотрудничают с иностранными лизингодателями.

Ивантер отметил, что на рынке остается стабильным высокий уровень конкуренции. Так как российский рынок авиаперевозок оказывается лакомым куском и для иностранных лизингодателей, на открытых аукционах у отечественных компаний остается не так много шансов на успех. Но большое внимание государства к развитию собственного авиационного производства и многочисленных программ стимулирования продаж судов в лизинг, должны со временем поменять картину.

Еще одна крупная отрасль – продажа железнодорожной техники. Но эта точка роста в перспективе вряд ли может стать сильным драйвером.

Не менее больная тема – лизинг речных и морских судов. Многие государственные программы на поддержку этой отрасли, но перспективы лизинга в ней остаются туманными.

Многие аналитики возлагают надежды на рынок недвижимости. Если говорить о мировой практике, то развитый лизинг физических лиц остается сильным стимулом к развитию. Но в России многие больше заинтересованы в банковском финансировании, особенно в секторе коммерческой недвижимости.

В числе лидеров по перспективности – автомобильный лизинг. Именно он каждый год увеличивается более чем на 15% и в ближайшие годы такие цифры должны сохраниться. Во многом это обусловлено сильной поддержкой со стороны государства. Многие программы позволяют представителям среднего и малого бизнеса комплектовать лизинговым транспортом свои автопарки.

Есть перспективы и в каршеринге. Интересно, что такой сегмент в России является наиболее развитым среди всего мира – автомобилей в доступе у нас больше всего. Прогнозируется, что к 2023 году число транспортных средств, предлагаемых на таких принципах, увеличится до 80 тысяч. На данный момент их 35 тысяч. Для массовой закупки новых авто каршеринг-компаниям в любом случае предстоит использовать лизинг – он в такой ситуации значительное выгоднее банковского финансирования.

О состоянии рынка автолизинга

Еще одной подробно освещенной темой стал рынок автомобильного лизинга. Аналитики прогнозируют большой рост оперативного лизинга. На данный момент большая часть рынка занята западными компаниями, но у российских есть и желание и силы побороться за лидерство.

Оперативный лизинг в будущем может ожидать трансформация в аутсорсинговую услугу. Но для развития этого сегмента предстоит налаживать связи между производителями, а также компаниями, предоставляющими услуги сервиса.

Прямое сотрудничество с автомобильными производителями тоже может стать перспективным направлением для лизинговых компаний. Сами поставщики транспорта заинтересованы в том, чтобы получать услуги лизинга – это выливается в специальные системы скидок для лизингодателей. Диалог с крупными марками уже налажен, остается только искать новые точки соприкосновения и усиливать его.

Большой сегмент лизингополучателей в этой отрасли – таксопарки. Для них часто создаются специальные программы и пакеты покупки автомобилей.

Но для равной конкуренции с западными игроками рынка предстоит сделать еще много. В частности, требуется расширить пакет услуг, чтобы не замыкаться только на продаже. Большое внимание должно уделяться дополнительному сервису, ремонту и другим видам обслуживания на протяжении всего времени действия договора.

Среди драйверов роста рассматриваются и государственные вливания. Большой объем инвестиций может быть произведен в рамках национальных проектов, исполнение которых завязано на обновлении парка техники и производственной базы. Так, по наиболее заметным проектам, объем финансирования находится на уровне 25 триллионов рублей.

На фоне всего перечисленного, перспективы развития автолизинга кажутся действительно радужными. Главное – создать стабильную, понятную для всех игроков бизнес-среду.